Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дата: 20 марта 2020 в 12:50

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОМУ РУЧНОМУ ТКАЧЕСТВУ»

 Учреждение дошкольного образования, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

 Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

 В последнее время, в связи с прогрессом и автоматизацией нашего быта, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас в детские сады приносят обувь на липучках, чтобы родителям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблема с речевым развитием. Как говорят учёные: «С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой».  У современных детей недостаточно развиты навыки самообслуживания, ручная умелость.

Одним из средств  развития мелкой моторики рук является приобщение детей к детскому ручному ткачеству.

«Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде, работы на ткацком станке, напрямую влияет на работу мозга, - сказал кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько [6, с.5].

Е. Е. Колошкина, отмечала, что «развитие ручной умелости детей в процессе ткачества осуществляется в процессе выполнения таких действий как: наматывать нить утка на челнок, перебирать ниточки основы, закладывать в зев нить утка, подбивать тканое полотно и т.д.»[1,с.3].

Наблюдая за воспитанниками своей группы, я заметила, что у большинства из них недостаточно развита мелкая моторика рук, они не умеют работать с ножницами, у них вызывает трудности закрашивание предметов разных форм, плохо развиты навыки самообслуживания.

 Общаясь с родителями своих воспитанников, выявила, что они не понимают важности развития мелкой моторики, и их роли как одного из условий успешности обучения ребенка в школе. Обнаружилось, что многие не имеют представление о том, что такое ручное ткачество или гобелен, как дошкольники смогут овладеть таким сложным видом народно-декоративного искусства.

Многие родители считают занятия по детскому ручному ткачеству не нужными (с детьми и так занимаются), либо предпочитают подобное занятие только для девочек. Для подготовки к школе они считают главное уметь читать или знать буквы, знать цифры и т.д. А уровень речевого развития не соотносят с плохо развитой мелкой мускулатурой рук.

 Поэтому я поставила перед собой цель: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к детскому ручному ткачеству.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

-изучить литературу  по развитию мелкой моторики ребёнка;

-создать условия для занятий ручным ткачеством;

- подобрать и использовать в практике работы эффективные приёмы работы по данному направлению деятельности;

- расширить знания родителей о ручном ткачестве и о возможностях детей в этом виде искусства.

Изучив литературу по интересующей меня теме, я отметила, что многие авторы отмечают, что кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируют речевые функции. Например, В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [4, c10].

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи [9,с 224] .

Для работы с воспитанниками были приобретены: рамки, нитки разные по цвету, фактуре, пуговицы, пайетки, бусины, картон и др. необходимые материалы.

Прежде чем приступить к практической работе с воспитанниками, я продумала тематику занятий, побеседовала с детьми, изучила их желания и интересы. Руководствуясь учебной программой дошкольного образования, составила перспективный план занятий с воспитанниками (приложение 1).

Показала детям образцы работ по плетению и ткачеству, рассказала и показала способы плетения и подготовки материала. И только после того как убедилась, что детям это действительно интересно, приступила к практическим занятиям (приложение 2).

Свою работу с детьми я начала с освоения самых простых приёмов – наматывание нитей в клубочек, плетение косички, наклеивание пайетки на картон (декорирование), плетение цепочки из воздушных петель руками из нарезанных полос. Каждая работа обыгрывалась игровыми приёмами. Например, чтобы научить наматывать нить в клубочек, дети делали бабочку, превращая клубочек в туловище, а крылья декорировали пайетками. Необычную «радужку» выполняли, закрепляя полученные умения и знакомясь со спектральным кругом. У солнышка лучи - косички (руки или волосы ), а у тучки – дождинки. Дети узнали о тёплых и холодных цветах. Занятия на данном этапе направлены не только на овладение самыми простыми навыками ручной умелости, но и на развитие интереса к ручному ткачеству, чему содействует показ готовых образцов. Цель данного этапа – формирование у ребенка знаний о ручном ткачестве. На занятиях проводились беседы о разновидностях ниток, их происхождении и применении их в хозяйстве, о профессии ткача и художника, что в этих профессиях общего и отличительного. Дети овладевали не только простейшими приёмами, но и художественными понятиями об искусстве.

На втором, подготовительном, этапе проводила занятия, направленные на развитие у детей чувства цвета, композиции в процессе овладения приемами «нетканого» гобелена. Тематика бесед направлена на подготовку детей к пониманию значения главных изобразительно-выразительных средств гобелена: цвета, цветовой гармонии, колорита. Например: «Цветное настроение», «Цветные фантазии», «Что такое колорит?». При подготовке и проведении занятий использовала цветные репродукции картин (Левитан И. «Золотая осень», «Весна. Большая вода», И.И. Грабарь «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», «Рябинка», А.А. Рылов «Закат») др.). На этом этапе дети осваивали технику нетканого гобелена – наклеивание мелко нарезанными нитями. Работа ведётся на протяжении нескольких занятий. Продумывается эскиз, последовательность наклеивания нитей из распущенных трикотажных изделий и нитей мелконарезанных. Получается работа типа ворсового коврика. Дети развивают мелкую моторику, нанося клей на поверхность (ведь нужно иметь терпенье, определённую силу нажима на тюбик, чтобы клей не вылился на картон и не превратился бы его в деформированный участок) пальчиками брать мелко нарезанные нити и распределять по поверхности намазанную клеем. (Панно «Ромашка»). Интересны занятия по овладению техникой нетканого гобелена- наклеивания длинными нитями. Я придумала использовать в работе с детьми остро отточенный карандаш (так ребёнку легче направлять нить туда, куда ему необходимо и руки будут чистыми от клея). Можно использовать и нити от предварительно распущенных трикотажных изделий. Тогда изделия получаются фактурными, мягкими на ощупь, дети испытывают огромное удовольствие от результата. Считаю уместным использовать коллективную работу с детьми и работу совместную с воспитателем. Например, коллективная работа «Осеннее дерево» и «Снеговик», мини гобеленчики: «Ёлочка», «Снеговичок», «Снежинка», гобелен «Зима». При этом использовались разнообразные методы, не только практические, но и наглядные, игровые, словесные. Дети экспериментировали с красками для получения дополнительных оттенков путем смешивания основных цветов, рассматривали растительные объекты и предметы быта, рисовали карандашом, выполняли рисунок в определенной тональности, создавали симметричные композиции.

Интересуясь техникой нетканого гобелена, я изучала опыт моих коллег по освоению детьми техники изонити. Все занятия строятся на основе личностно-ориентированного подхода, при этом учитываю психологические особенности ребёнка. Менее подготовленным даю задания более простые. Подобные занятия развивают мелкую моторику, мышление, зрительную память. Сначала я придумывала сюжеты, где нужно нить протягивать через прорези в картоне, потом поняла, что дети смогут протягивать нить через дырочку в картоне, если часть нити (иголочку) предварительно проклеить клеем. Недавно попробовала вместо картона использовать старые диски, делая насечки выжигательным прибором. Подобные занятия не так просты. Ведь надо понять принципы последовательности хорд. Сначала я рисовала цифры над дырочками, но так как цифр нужно писать большое количество, стала отмечать их разным цветом. Впоследствии, я придумала «правило», называя лицевую и тыльную сторону и рисуя стрелочки, обозначая направления, куда нужно двигаться. При обучении изонити особое внимание уделяла индивидуальной работе. Здесь дети учатся завязывать узелок на конце нити, заканчивать работу, если нить закончилась, пользоваться остро заточенным карандашом, проделывая дырочку по больше, протягивать нить через отверстие, держать нить под натяжением, переносить моток ниточек из одной руки в другую. Все эти приёмы помогают развивать мелкую моторику рук. И, если у ребёнка плохо развита мелкая моторика, то в данном виде работ он испытывает трудности. Здесь важно поддержать маленького ребёнка, не идти на поводу (я не хочу больше заниматься ткачеством), а совместно с воспитателем и родителями преодолевать трудности. Когда ребёнок видит свой результат, видит внимательное отношение к нему, он забывает о том, что ещё недавно хотел всё бросить. Здесь важно настроить дружелюбно сверстников, научить быть их своими помощниками и делиться своими знаниями и умениями.

Тематика детских работ очень предметна: «Цветы», «Колокольчики», «С Днём святого Валентина», «Поздравительная открытка», «Одуванчики», «Танк», «Ёлочный шарик», «Украшение на диске». В работе широко использовались паетки, мелкие и крупные бусины, пуговицы в виде цветочков, тесьма, банты, фланель. Дети по собственному усмотрению подбирают цвета нитей и бусин и т.д. на базе полученных представлений о гармоничном сочетании цветов, контрастных, однотонных. Дети учатся делать бахрому из ниток, помпоны, кисти, выполняя интересные игрушки, сувениры и панно.

На следующем этапе дети развивают моторику пальцев путём знакомства с техниками ткачества гобелена. Девочки и мальчики уже умеют завязывать узелок за нить основы, пользоваться ножницами, наматывать маленький клубочек, чтобы им плести, протаскивать клубочек под нить основы. Только на базе освоенных навыков ребёнку будет легко освоить техники гобеленоплетения.

Мне понравилось работать с детьми, знакомя их с круговым ткачеством. Так дети увлечённо работали над панно «Улитка». Оказывается, детям совсем нелегко пользоваться трафаретами, вырезать из ткани. Для декорирования работы снова использовали поетки, чёрную нить. Вместо рамочки для завершения работы, дети учились плести жгут. Научились работать парами. Знакомя детей с круговым ткачеством, я снова использовала старые диски. Делала насечки выжигательным прибором и натягивала нить основы сама. В этом ткачестве дети отрабатывали « полотняное переплетение» или «технику репсового узла». Они любят соревноваться, кто сколько успел сделать прокидок, обсуждают выбор цвета нитей, свои фантазии и ассоциации по поводу цветовых решений. Это объясняется тем, что воспитанники владеют ручными умениями, элементарными представлениями об искусстве, неплохо сформированной мелкой мускулатурой пальцев, уверенностью в себе, доброжелательной атмосферой на занятиях. Свобода в творчестве проявляется в работе «Осень». Дети владеют техникой полотняного переплетения, придумывают оттенки для земли и неба, что за деревья они хотят отразить, а может быть и домик под ними. Эта работа позволяет создать картины относительно за короткий срок, ведь фон-основу ткать не нужно, а с помощью красок в технике «по-сырому» можно добиться интересных сочетаний цветов.

 Последний этап обучения техникам и технологии ткачества я провожу на примере изготовления сумочки для телефона. Дети долго стремились ждали, когда мы будем выполнять эту поделку. Ведь интерес к этой поделке я подогревала всякий раз, когда дети справлялись с техникой переплетения или работа была выполнена очень аккуратно и т.д. В этой работе дети сами выбирают цветовую гамму своей сумочки, как будут чередоваться полосы, какими они будут широкими или узкими, контрастные по цветовой гамме или переходы будут постепенными, фактурными лили гадкими. На этом этапе дети могут освоить приёмы переплетения цветных утков: «столбик», «зубчики», знакомятся с технологией фактурного переплетения «бусинками» и «узелками».

От того как дети овладели приёмами ручной умелости зависит и скорость в изготовлении, и качество выполненной работы, и удовольствие, и гордость изделием. А как довольны родители, когда видят результаты своего ребёнка! Когда я проводила занятия в старшей группе, дети часто просили разрешения самостоятельно «поткать». Это говорит о том, что работа им в удовольствие, хотя она довольно таки монотонна и требует определённой усидчивости, трудолюбия, внимания.

 В своей работе я придерживалась принципа доступности, наглядности, системности, подачи нового материала на уже имеющиеся представления и имеющиеся умения, тематику работ в соответствии с желаниями детей. На занятиях использовали и игровые, и наглядные, и словесные, и практические методы (наблюдение, обследование, беседы, рассказ, дидактические игры, рассматривание произведений, практические упражнения). В вязи с особенностью ручной работы и с возрастными особенностями ребёнка, на каждом занятии разыгрывались по 2-3 пальчиковые игры, физминутки или подвижные игры. Интерес и внимание детей к занятию должен поддерживаться на протяжении всего занятия (приложение 3).

 Приёмы для овладения ручными умениями и техникой ручного ткачества использовала, полученные на курсах, при посещении интернет-сайтов. Так, при знакомстве с нетканым гобеленом, использовала приём «насыпь» (панно «Ромашка», коллективная работа «Снеговик», гобелен «Зима»)- это наклеивание мелко нарезанными нитями. Можно смешивать разные по цвету нити для получения разных оттенков. Ещё один интересный прём – «картонная моталочка». (Работа «Закладка», «Ёлочка»). К сожалению, совсем недавно узнала, как этот приём можно использовать шире в детских работах и у меня уже есть идеи, как разнообразить сюжеты при помощи этого приёма в поделках по ознакомлению с нетканым гобеленом. Использовала практические приёмы по обучению завязывания узелков, бантиков, протаскивания нити через отверстие и насечки, практические приёмы по освоению полотняного переплетения, плетения двумя уточными нитями, по освоению фактурного плетения.

В работе с родителями проводила беседы, индивидуальные консультации.

После каждого занятия для родителей организовывались выставки детских работ (приложение 4), с целью мотивирования у них интереса к народно-декоративному искусству. Родители остались довольны работой своих детей и полученными ручными умениями и знаниями воспитанников. Родители получили новые знания о ткачестве и гобеленоплетении.

Анализируя детские работы, я пришла к выводу, что воспитанники овладели следующими ручными умениями: умеют завязывать узлы и бантики, умеют закончить работу по изонити, умеют наматывать нить на картон, умеют натягивать нить на рамку, наматывать нить на челнок, перебирать пальчиками нити основы, закладывать в зев нить утка, наклеивать нить по контуру, резать ткань по намеченной линии. Дети стали более внимательными, аккуратными.

Выбранные мной технические приёмы гобеленоплетения оказались эффективными для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективным, на мой взгляд, оказался приём изонити.

Мои воспитанники неоднократно являлись победителями районных и городских этапов конкурсов: 2 место на городском этапе конкурса «Как прекрасен этот мир» в номинации «Детское ручное ткачество» 2015 год; 1 место на городском этапе конкурса «Как прекрасен этот мир» в номинации «Детское ручное ткачество» 2016год.

Беседуя с родителями, я сделала вывод, что они начали понимать важность развития мелкой моторики, у них появился интерес к этому виду искусства и о детских возможностях в этом виде искусства.

 Таким образом, я считаю, что занятия ручным ткачеством, овладение простейшими техниками гобеленоплетения вполне эффективны для развития мелкой моторики руки.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста способствует приобщение их к ручному ткачеству на примере гобеленоплетения. Данный опыт был неоднократно представлен на методических практикумах для слушателей Гомельского областного института развития образования (приложение 5).

Мой опыт по работе с детьми по ручному ткачеству можно рекомендовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, так как он даст возможность развивать мелкую моторику руки ребёнка через увлекательнейшее занятие. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей, тем, методов и приёмов.

 

Список использованной литературы

  1. Калошкина, Е. Е. Гобелен для дошкольников: основы ручного ткачества / Е. Е. Калошкина. –Минск:  «Зорны верасень» 2007. – 333 с.
  2. Гомозова, Ю. Б. Страна чудесных ремёсел и весёлых мастеров / Ю.Б. Гомозова,   С.А.Гомозова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер» 2009. – 333 с.
  3. Курочкина, Н. А. Знакомство с натюрмортом./ Н.А. Курочкина. – М.: Детство-Пресс 2006. – 112 с.

4.Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г.А.Любина, О. В. Желонкина. – Минск: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения 2002. – 333 с.

5. Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста / Е.В.Горбатова. – Минск: «Адукацыя и выхаванне» 2012. – 333 с.

6. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е.Светлова. – М.: Эксмо-пресс 2001.– 333 с.

7. Малашенок, М. А. Возрождение декоративно-прикладного искусства на примере ручного ткачества в учреждениях дошкольного образования / М. А. Малашенок // Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств [и др.]. - Минск, 2014.

9. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М.Кольцова, М.С. Рузина — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 333 с.

Приложение 1

Перспективный план работы образовательной услуги на платной основе

«Волшебный узелок»

Октябрь

1. Рассказ о шерстяных, хлопковых и шёлковых нитях. Рассматривание нитей, сравнение их по фактуре и назначению. Рассматривание изделий. Познакомить с приёмом наматывания клубка. Поделка «Бабочка» (клубочек-туловище).

2. Путешествие в «Разноцветную страну». Знакомство со спектром. Заучивание считалки «Каждый охотник…»Игра «Догонялки».

3. Поделка «Радужка». Закрепить представление о последовательности цветов в спектре. Формировать умение обматывать форму нитками. Развитие моторики рук. Активизация словаря.

4. Поделка «Радужка». Продолжать закреплять представление о последовательности цветов в спектре. Продолжать формировать умение обматывать форму нитками. Развитие моторики рук. Активизация словаря.

 5. Поделка «Радужка». Игры: «Построй по порядку» «Какой пропущен» Приклеивание мелких деталей к «Радужке» (глазки носик ножки).

6. Познакомить с тёплыми и холодными красками. Формировать представлений о понятиях «холодные цвета», «тёплые цвета». Типы колорита. Продумывание композиции для будущего панно «Осеннее дерево». Подбор нитей для работы.

7. Нетканый гобелен. Гобелен – картина из ниток. Познакомить с приёмом нетканого гобелена – наклеивание нитей бывших в трикотажном полотне. Приклеивать нити, располагая близко друг к другу и нанося клей только на небольшой участок картона.

8. «Листочки для дерева». Коллективная работа «Осеннее дерево». Продолжаем знакомить с колоритом как средством изобразительной выразительности в произведении. Закрепление холодных и тёплых цветов. Продолжаем отрабатывать технику наклеивания нитей.

Ноябрь

1. Закончить коллективную работу. Оформление рамки из косичек. Познакомить со способом плетения косичек. Пальчиковая гимнастика. Беседа о колорите получившегося гобелена.

2. Знакомство с композицией как важнейшим организующим элементом. Средства её выразительности основные законы и правила создания несложных декоративных композиций. Ритм. Симметрия. Дать представление о ритме и орнаменте. Симметрия. Декорирование «Бабочки» паетками.

3. Оформление панно в рамку. Знакомство с гобеленом и его видами с сюжетом где отображена природа. (пейзажи)

4. Продолжать знакомство с сюжетом природы в гобеленах. Определение колорита в гобелене. Игры: «Какой гобелен бы выбрала Снегурочка, а какой Весна». Пальчиковые игры.

5. Знакомство с нетканым гобеленом – изонить, мотивом гобелена – природа. Натягивание нитей основы на картонную подготовленную рамку. Закрепить представление о колорите гобелена.

6.,7. Знакомство с техникой гладкого гобелена. Знакомство с особенностями прокладывания нити утка. Полотняным переплетением оформляется земля в гобелене жёлтых и зеленовато-коричневых оттенков.

 8. Оформление стволов у деревьев нитями коричневых оттенков для панно «Осень».

Декабрь

1. Познакомить с образцами тканей: ситец, драп, бязь, шёлк, фланель. Учить определять на ощупь видеть структуру ткани. Наклеивание «кроны деревьям» из фланелевых кусочков.

2. Продолжать знакомить с нетканым гобеленом. Сюжеты гобеленов предметный мир (вазы кувшины сосуды посуда). Знакомство с композицией. Продумывание композиции для будущей работы. «Снежинка»

3. Продолжать знакомство с техникой нетканого гобелена – наклеивание нитями. Продумывание цветовой гаммы нитей.

4. Упражняться в технике нетканого гобелена. Работа над панно«Снежинка».

5. Закрашивание фона в технике по-сырому. Игры «Угадай- ка, какое настроение у картины» и т.д.

 6. Познакомить с изготовлением крученной косички. Сделать из косичек рамочку и наклеить на края панно «Снежинка».

7. Рассматривание готовых работ. Познакомить с понятиями: однотонная гамма, контрастная гамма. Закрепить понятие колорита.

8. Поделка «Ёлочка». Продолжать наматывать на подготовленную форму в виде треугольника нитей зелёных оттенков.

9. Наклеивание паеток на ёлочку. Рассматривание гобеленов профессиональных мастеров с целью увидеть элементы декорирования. Пальчиковые игры.

Январь

1. Познакомить со способом изготовления бахромы. Рассматривание изделий с бахромой. Поделка «Дед Мороз». Работа белыми нитями.

2. Поделка «Дед Мороз». Работа белыми нитями.

3. Продолжаем работу над поделкой «Дед Мороз». Работа красными нитями.

4. Знакомство со стилизацией как способом создания декоративного изображения объекта. Наклеивание мелких деталей на Деда Мороза. Пальчиковые игры.

5. Продолжаем знакомить с техникой нетканого гобелена – изонить. Рассматривание работ в технике изонити. Рассматривание числового ряда с цифрами. Подвижные игры типа «Постройся в ряд» «Выложи по порядку».

6. Знакомство с техникой изонити. Поделка «Снежинка». Работаем по цифрам. Цепляем нить за прорези в круглой картонной рамке.

7. Декорирование поделки «Снежинка» паетками. Поощрять красивые сочетания и оригинальность. Игры: «Назови тёплые цвета», «Назови холодные цвета»…

Февраль

1. Продолжаем знакомить с техникой изонити. Открытка ко Дню св. Валентина – «Сердечко» Цепляем нить за прорези в картоне. Упражняемся в технике изонить.

2. Скручивание жгутика для оформления края открытки. Наклеивание на открытку. Упражняемся в завязывании узелков на конце нити.

3. Декорирование центра открытки. Вырезаем из драпа цветок по шаблону . Наклеивание мелких деталей и паеток на открытку.

4. Рассказ об истории возникновения ручного ткачества. Рассматривание поделок выполненных при помощи ткачества. Упражняться в умении завязывать узелок. Пальчиковые игры.

 5. Занятие по ткачеству «Хозяюшка рогатая». Беседа о ткачестве. Познакомить с этапами будущей работы. Натягивание нитей основы на круглую рамку.

 6., 7. Познакомить с техникой полотняного переплетения. Отработка умения. Познакомить со способом соединения нитей. Упражняться в завязывании узелков. Использовать вместо челноков булавки или пластиковые палочки Повторить названия нитей в ткачестве.

8. Наклеивание деталей на картон. Дорисовываем или декорируем паетками мелкие детали улитки. Оформление рамки при помощи жгута.

Март

Изонить.

1. Продолжаем знакомство с видами нетканого гобелена – изонитью. Обсуждение будущей работы «Цветы» и «Танк». Повторение числового ряда в цифрах. Подвижные игра типа «Постройся в ряд» «Найди цифру».

2.,3. Работа по цифрам. Отработка умения протягивать нить сквозь дырочку. Упражняться в умении завязывать узелок и закреплять нить в конце работы.

4. Знакомство со швом «вперёд иголку». Оформление стеблей этим швом и гусеницы и у танка.

5., 6.,7. Панно «Колокольчики» «Ракета» Подбор нитей для будущей работы. Упражняться в умении завязывать узелок и закреплять нить в конце работы и работать по цифрам. Пальчиковые игры.

8. Оформление работ в рамку. Скручивание жгутика и наклеивание по краю работы.

Апрель

1. Гобелен «Салфетка». Знакомство с гладким гобеленом. Продолжать знакомить с техникой полотняного переплетения. Натягиваем нитей основы.

2. Работа над техникой полотняного переплетения. Упражняться в умении завязывать узелок. Пальчиковые игры.

3. Продолжаем отрабатывать технику полотняного переплетения. Пальчиковые игры.

4. «Сумочка для телефона» Натягиваем нити основы.

5. Сумочка для телефона» Продолжаем работать над техникой полотняного переплетения. Подбор нитей. Повторение ранее пройденного материала о холодных и тёплых цветах о контрастных цветах и сочетаниях.

6.,7.,8. Работа по ткачеству в технике полотняного переплетения . Познакомить с приёмом переплетения цветных нитей «столбик» со способом соединения утков «соседушки-уточки».Познакомить с фактурным переплетением- «египетские петли».

Май

 «Весенняя фантазия» (ворсовой коврик): подбор нитей по цветовой гамме и качеству (гладкие, ворсистые) и освоение новой техники фактурного гобелена – разрезной ворс, изготовление ворсового коврика на 25 нитях основы (12 на <st1:metricconverter productid="12 см" w:st="on">12 см</st1:metricconverter>).

1. Знакомство с ворсовыми ковриками, знакомство с техникой двойного коврового узла. Пальчиковые игры.

2. Подбор и нарезка нитей для коврика. Пальчиковые игры.

3. Обучение технике вязания двойного коврового узла. Подвижные игры «Кто быстрее передаст клубок».

4.,5.,6. Отработка техники вязания двойных ковровых узлов.

7. Подклейка коврика на плотную ткань. Придание коврику товарного вида.

8. Подготовка к выставке. Отбор поделок.

Приложение 2

Конспект занятия «Волшебные клубочки»

Программные задачи: познакомить с рукотворным материалом – нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству, расцветке, происхождении; рассказать об их использовании. Познакомить с приёмом наматывания клубка. Развивать мелкую моторику пальцев, внимание, память. Воспитывать интерес к ручному ткачеству. Воспитывать трудолюбие.

Материалы: вязаные, тканые, изделия из льна, моток льняных волокон. Различные поделки, выполненные из ниток (коврики, салфетки, сумочки, шапочки, пояса и т. д.). Корзина с разноцветными клубками ниток. Образцы нитей разного цвета, разной длины (шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, льняные и синтетические). Бумажные формы, вырезанные из картона в виде бабочек.

Ход занятия

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в то же время разные (показываю нитки разные по цвету, длине , толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая как пух, а другая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним, и вы почувствуете (дети поочерёдно походят и трогают).

Воспитатель (продолжает рассказ). Из овечьей шерсти получали шерстяные нитки (показываю пучок овечьей шерсти). Из овечьей шерсти при помощи прялки пряли нити и уже из них вязали, ткали разные изделия. Они получались тёплые и толстые на ощупь (дети рассматривают изделия и задают интересующие их вопросы по ходу беседы)

Потом люди придумали специальные машины, которые пряли сами. Нитки есть и из хлопка. Это такое растение. Хлопковые нити не такие тёплые, как шерстяные. Они нежнее на ощупь и не такие пушистые как шерстяные. Из них люди изготовляли вещи, которые хороши в жаркую погоду. (дети рассматривают изделия из хлопка и хлопковые нитки)

Удивительные шёлковые нитки! Шёлковую ниточку нам даёт гусеница-шелкопряд. Эти нити получаются тоненькие. Ими удобнее шить, вышивать, а шерстяные нити потолще, ими лучше вязать, плести. А ещё бывают нити искусственные, которые люди изобрели сами. Они отличаются особой прочностью. (рассказ сопровождается показом)

 Подвижная игра «Догонялки»

Волшебные клубочки очень любят играть в разные игры, например в «догонялки». Дети становятся в круг. Двум ребятам, далеко стоящим друг от друга, даётся по клубку. По сигналу воспитателя, клубочки передаются от одного ребёнка к другому. Игра длится до тех пор, пока клубки не окажутся рядом. Игру повторить по желанию детей.

 Хочу познакомить с льняными ниточками. Весной лён сеяли, летом по необходимости пропалывали. А осенью созревший лён рвали, обмолачивали, мочили, сушили, мяли, тёрли, чесали. Лишь к началу зимы было готово сырьё для изготовления нитей. Скрученные аккуратными куколками вороха льняного волокна привязывались к лопастям прялок, и на долгие дни и вечера усаживались женщины прясть. Ниточка к ниточке – и постепенно набирались тугие клубочки. В начале весны в хату вносили ткацкий станок, сновали основу, снаряжали кросны и текла из под умелых рук серебристая лента полотна. (Дети рассматривают изделия из льна, льняные нити и льняные волокна. Воспитатель отвечает на вопросы детей.)

Нитки любят жить в своём домике-корзинке, свернувшись клубочком. Так они не когда не запутаются. Дети, на что похожи наши клубочки?

Дети: На мячики, яблоки, персики и т.д.

Воспитатель: Когда ниточкам надоедает быть клубочками, они с помощью умелых ручек превращаются в полезные вещи. Например, жёлтый клубочек очень мечтал стать цыплёнком. И умелые ручки тут же сделали своё дело (показываю цыплёнка).А цыплёнку нравится всё яркое. Любит гоняться за бабочками. Давайте с вами превратимся в бабочек.

 Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 Воспитатель: Ребята, хотите стать волшебниками? Давайте, наши клубочки сейчас превратим в бабочек (раздаю детям пустые катушки – бабочки и небольшие клубки ниток). Теперь перемотайте нитку с клубка на середину бабочки (образец воспитателя). Получилось брюшко у бабочки.

Воспитатель помогает нуждающимся в помощи, предлагает помочь тех, кто справился тому, кому нужна помощь, хвалит за взаимовырочку и аккуратность в работе.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем со своими бабочками!

 Короткая беседа о том, чем запомнилось занятие. Настроить детей на дальнейшие занятия по ткачеству.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.